Если отвлечься это текущего ада, то самым сильным впечатлением последнего времени оказался Музей Невинности.
После посещения музея мне уже кажется, что книга без него не имеет такого смысла и силы. Не зря же Орхан-бей начал его собирать задолго до книги.
Там действительно всё. Предметы расставлены по главам, и все они настоящие, кроме конечно еды. Всё очень мощно начинается с 4200 окурков за 8 лет, к каждому из которых есть подпись рукой Орхана Памука "со слов Кемаля и по его просьбе", когда и при каких обстоятельствах его выкурила Фюсун. Это целая стена.
И дальше всё настоящее, 70-х - 80-х годов, все мелочи - одеколоны, расчески, газеты, зажигалки, часы. Там лежит та самая сумочка не Шанель. Те сережки, которые отдал Кемалю отец. Вырезки из газет об их семье. Настоящие документы людей. Водительские права и фотографии Фюсун. Много цитат из книги, чтобы все было понятно и не читавшим.
Я до сих пор не верю, что это не настоящая история. Не могу не считать, что Кемаль действительно рассказывал эту историю, и всё это действительно было.
Сильнее всего впечатлили две вещи. Глава о том, что девушкам, отдавшимся жениху до брака, еа фотографиях в газетах заклеивали глаза полоской, как преступникам, и несколько десятков таких настоящих фотографий из газет. А еще из той главы, где он описывает ее, 19-летнюю, в детских носках, кедах и наивном белье - это все собрано на полке вместе с приглашением на свадьбу Кемаля и Сибель.
Там есть вещи Джеляля Салиха, есть карта и фото места, где убили Джеляля, но черт, ни словом, никак вообще не упоминается Рюйя. Наверное, это правильно. Это музей другой истории и другой семьи.
Тут я понял, что мое восприятие расходится с автором, но эффект все равно не меньше. У Орхан-бея это - музей невинности вещей, которые не виноваты в том, в чем они принимали участие. Меня же ни Мария Степанова, ни Александр Терехов так и не убедили до конца в важности вещей. Для меня это - музей истории Кемаля и Фюсун, который не произвел бы такого впечатления без нее. Вот все окурки за 8 лет - это я понимаю. Письмо из отеля в Фатихе, счет с последней встречи (черт, да счета в турецких кафе 40 лет спустя точно такие же). Поэтому я буду думать, что это реальная история.
Музей, конечно, все свои награды получил заслуженно. Производит сильнейшее впечатление. Правда, и стоит 130 лир, что не снилось ни одному турецкому музею. Но проникаются даже те, кто не читал, это видно по лицам посетителей.
#орханпамук #памук #музейневинности